Вопрос отличия материального тела и души очень важный. Это первый вопрос, ответив на который человек может осознанно встать на духовный путь. В настоящее время большинство людей не задумываются над этим и продолжают жить бесцельно, не задумываясь над истинным смыслом жизни. По-другому, наверное, и нельзя жить в этом мире. Ведь как можно наслаждаться временной материальной природой, понимая, что я есть душа, частичка Бога, обладающая природой вечности.
Итак, чем же все-таки отличается дух от материи.
Душа вечна, материя тленна. В материальном мире, наблюдая за материей, мы видим, что все в какой-то момент создается, какое-то время существует, и в конечном итоге разрушается. Но откуда тогда в нас заложено желание (потребность) жить вечно? Значит, в нас есть частичка духа, обладающего природой вечности. И Кришна подтверждает это в БГ 2.17 «Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу», БГ 2.20 «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».
Душа неизменна, материя изменчива. Мы рождаемся в теле ребенка, затем становимся юношей, взрослым человеком и, в конечном итоге, стариком. Наши мысли с течением жизни меняются, меняются цели и ценности. Но, что бы ни происходило, наша мать всегда скажет, что я это я. И я никогда не перестою быть самим собой. Клетки тела постоянно обновляются, но я остаюсь тем же самым. Т.е. сознание, сама жизнь, неизменна. В БГ 2.16 это также подтверждается: «Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого».
Душа деятельна, тело инертно. Следующим важным моментом, является то, что материя сама по себе инертна и в таком состоянии мало интересна. Например, когда из тела уходит жизнь, то тело теряет свою привлекательность. И напротив, тело, в котором присутствует жизнь – очень привлекательно. Т.е. сама жизнь, сознание, заставляет двигаться материальное тело. В БГ 2.22 Кришна говорит «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные». Т.е. наше физическое тело – это всего лишь оболочка, которая покрывает наше сознание. И именно благодаря сознанию тело приходит в движение. Можно привести другой пример, сравнив наше тело с автомобилем. Сама по себе машина не может перемещаться, она двигается благодаря водителю, который ею управляет. Так и физическое тело двигается лишь благодаря тому, что в нем присутствует душа.
Душа обладает сознанием. Следующим важным отличием является то, что душа обладает сознанием, т.е. знает, что существует. Материя существует, но не знает об этом. К примеру стол тоже существует, но не знает об этом. В комментарии к БГ 2.20 Прабхупада также объясняет это, ссылаясь на стих из «Катха-упанишад» (1.2.18):
на джайате мрийате ва випашчин
найам куташчин на бабхува кашчит
аджо нитйах шашвато 'йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
Смысл и значение этого стиха совпадает со смыслом данного стиха «Бхагавад-гиты», однако в нем употреблено одно интересное слово випашчит, что значит «ученая» или «обладающая знанием».
Душа исполнена знания, иначе говоря, она всегда обладает сознанием. Сознание - неотъемлемое свойство души. Даже если нам не удастся обнаружить душу там, где она находится, - в сердце, мы все равно можем установить ее присутствие по наличию сознания. Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Когда ранним утром небо светлеет, мы тотчас понимаем, что солнце восходит. Аналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле - и в теле человека, и в теле животного, - указывает на то, что в нем находится душа.
Ни один материальный элемент не обладает свойствами жизни. Материю можно разделить на 5 грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир; и три тонких: ум, разум и ложное эго. Душа или сознание не относится ни к одному из них. Если взять любой из этих элементов, или погрузиться еще глубже, до уровня атомов, ты мы не обнаружим признаков сознания в этих элементах. К примеру, возьмем сухое дерево. Логично предположить, что если добавить в дерево недостающие элементы, то оно может ожить, однако ученые не могут добиться этого, что также косвенно указывает, на то, что жизнь не материальна.
Наша речь. Еще одним косвенным признаком того, что я не являюсь этим телом, является наша речь. Мы не говорим Я – рука, или Я – нога, или Я – тело. Мы также не говорим, что Я - мозг, Я – разум. Мы говорим мое тело, моя рука, мой мозг. А когда человек умирает, мы говорим, что он покинул этот мир. Кто покинул? Тело лежит там же, вроде бы все на месте.
Можно продолжить. Однако и этих вопросов разумному человеку достаточно, чтобы хотя бы задуматься над вопросом кто я. А это основополагающий вопрос нашей жизни, ведь если мы считаем себя этим временным телом, то и жизнь наша будет соответствующей, примерно такой: «возьми от жизни все», «живем один раз, нужно все попробовать». Мы будем заботиться о своем теле, занимаясь физкультурой и делая пластические операции, мы будем добиваться высокого положения, накапливать богатства и т.д. Но в момент смерти это не будет играть никакой роли. Мы приходим в этот мир ни с чем и уходим ни с чем. Единственное, что мы берем с собой в момент смерти – это хорошие и плохие поступки.. единственное, что у нас остается – это наше сознание..
Комментариев нет:
Отправить комментарий